Человеческие страхи, в каких монстров мы верим и почему монстры так привлекают человека

Люди с древних времён выдумывали кровожадных монстров, а потом оберегали свои дома от незваных гостей. Сейчас ситуация немного изменилась: чудовища всё так же живут в нашем культурном пространстве, а люди не придумывают новых видов монстров, но по-мазохистки глядят в мониторы, наблюдая, как главных героев рвут на части, и затем утешают себя попкорном.

Вообще мифологические твари отвечают за вытесненные, пограничные эмоции человека. Интерес к определенному монстру показывает исследователям, куда дует ветер людских страхов и какие мысли живут в наших головах.

Так почему же они для нас интересны? Да просто потому, что на нас не похожи: они существуют на грани между жизнью и смертью и имеют желание уничтожить человека. А нам любопытно, как и почему.

Можно обратиться к мнению специалистов. Психолог Валентина Шаталина говорит: «Мы действительно не можем объяснить, почему все колдуны, зомби, злые духи так популярны в кинематографе. Почему ужастики — это целая индустрия. Почему к теме переживания страха и ужаса нет равнодушных людей…» Она утверждает, что всё имеет свои корни, свою эволюционную природу. Мышление человека устроено так, что в случае невозможности нахождения чёткого ответа на свои вопросы мы ищем свет там, где темно, странно и непонятно. То есть, мы пытаемся разобраться, веря всему — даже потустороннему.

В общем, запретный плод сладок: человеческое любопытство будет жить вечно. Загадка раскрыта.

Но возвратимся к самим монстрам. Разные народы верили в разных страшных существ. Перечислим самых известных. Многие о них наслышаны, но откуда они взялись и какова их главная цель — мало кто знает.

1. Славянская мифология. Вампиры (упыри, вурдалаки) — довольно привлекательные существа, известные тем, что питаются человеческой кровью, но в некоторых случаях охотятся на животных. В большинстве случаев вампиров называют реанимированными трупами, питающимся только одним продуктом жизнедеятельности. Образ вампира возник в фольклоре Юго-Восточной Европы, особенно Балкан и Греции, и был популяризирован в начале XVIII века. Фольклорные вампиры были изображены как нежити, которые посещали близких и пили их кровь, а также умирали в окрестностях тех мест, где они жили при жизни. Они носили плащаницы, не имели клыков и часто описывались раздутыми, с румяным или затемненным лицом. В конце XIX века ирландский романист Брэм Стокер показал миру зло во плоти — аристократического графа Дракулу.

Со временем образ кровопийцы изменился. В 1994 году в свет выходит фильм «Интервью с вампиром», где одинокий Брэд Питт пьёт крысиную кровь из гуманистических побуждений. В 2000-х случилась настоящая «мода на вампиров». Следом за романами Стефани Майер начали выходить одна за одной и экранизации — настоящая сага о вампирах, с любовью и даже ужасами. Образы вампиров, как и предполагалось, выглядели очень романтизированными, что и вызвало такую бурную реакцию поклонников.

2. Египетская мифология. Мумия — труп, чья плоть сохранилась в результате преднамеренного или случайного воздействия химических веществ (бальзамирования), сильного холода, очень низкой влажности или недостатка воздуха. Существуют популярные истории о проклятиях мумий, связанные с открытием гробниц: мумия оживает и преследует нарушителя тишины. Но эти существа, по логике вещей, должны быть очень медленными, поэтому шансы сбежать от них довольно высоки. Однако в кинокартинах люди обычно остаются наедине с неприятным существом.

Образ мумии также не раз был использован в кинематографе. Первый художественный фильм-ужастик «Мумия» вышел в свет в 1932 году, а его вольный ремейк в жанре приключений — в 1999 году, с последующим продолжением.

3. Германская мифология. Оборотни — волкоподобные существа, которые проживают жизнь человека днём, а вечером превращаются, либо с помощью магии, либо после наложения проклятия, в огромных волков. Английский летописец и учёный Джервас из Тилбери, живший в XII веке, связывал такую трансформацию с появлением полной луны, что весьма романтично и таинственно. Некоторые современные предположения указывают на то, что вера в оборотней (а также вампиров) может исходить из реальных медицинских случаев людей, страдающих от порфирии — болезни, проявляющейся в виде фотодерматоза и нервно-психических расстройств.

Так или иначе, оборотни, несмотря на отпугивающий облик и буквально зверское поведение, также показали себя в некоторых кинокартинах. Например, в фэнтезийном фильме «Гарри Поттер и Узник Азкабана» (2004), а также в одной из вышеупомянутых частей вампирской саги — «Сумерки. Сага. Новолуние» (2009), где в роли оборотня (вполне симпатичного) выступил не менее привлекательный Тейлор Лотнер. Хотя облик оборотней в данной картине — символ дегенерации и гнева. Но чего ни сделаешь ради искусства!

4. Кельтская мифология. Банши — особая разновидность фей, принимающая разные облики: от страшной старухи до бледной красавицы. Согласно ирландской легенде, ночью или перед самым рассветом банши плачут около домов, где одному из членов семьи суждено умереть. Сказки нам также говорят о том, что банши — это женщина-призрак, которую некогда жестоко убили. Или она скончалась при родах. Этих существ часто описывают издающими пронзительные вопли, в которых будто сливаются крики диких гусей, рыдания ребёнка и волчий вой. Иногда эти существа… стирают бельё у водоёма. И стирают они ни что иное, как саван для будущего мертвеца. Другие варианты — испачканная в крови одежда и окровавленные внутренности. «Стирка» длится всю ночь. Приближаться к банши очень опасно — чревато травмированием или гибелью любопытного человека.

Про банши сложно снять фильм, лишённый слишком устрашающих сцен. Одни из них — «Плач банши» (1970) и «Проклятие банши» (2009). Хотите отвлечься на досуге — попробуйте подобный жанр. Но не советуем в процессе пить чай с бубликом.

5. Латиноамериканская мифология. Зомби — реанимированное человеческое тело, лишенное сознания. Живые трупы, иначе выражаясь. И настоящие неумирающие герои массовой культуры. Легенды о зомби зародились в афро-карибской духовной системе верований в Вуду. Вообще это полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам мёртвый человек. В переносном смысле слово может означать одержимого человека, находящегося под сильным влиянием каких-либо убеждений. Иначе говоря, зомби — несвободные существа, имеющие ограниченный интеллект. В сравнении с ними мумии круче. Но современное общество почему-то очень полюбило зомби. Взять хотя бы увлекательную игру для мобильного телефона — Plants vs Zombies, где ты, хозяин фермы, защищаешь свои тыквы и подсолнухи от надоедливых монстров. Но вообще всё началось с 1968 года, с фильма Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов». Там у внезапно воскресших, забавно подволакивающих ногу существ как раз и возникло неутолимое желание поглощать свежую человеческую плоть, а у их жертв — привычка запираться у себя дома и зашторивать окна.

 

6. Греческая мифология. Медуза Горгона — злобная женщина-монстр с острыми клыками и волосами в виде живых ядовитых змей. В начале истории Горгона была обыкновенной женщиной с вполне красивыми волосами. Но бог Посейдон, превратившись в птицу, овладел Медузой в храме богини Афины. Афина не только не помогла ей, но и превратила её волосы в настоящее змеиное гнездо. Богиня сделала её лицо настолько ужасным, что лишь взгляд на Медузу превращает человека в камень.

Медуза Горгона появилась во многих картинах, таких как телефильм «Путешествие «Единорога» (2001), приключенческий боевик «Битва титанов» (2010) и фэнтезийный фильм «Перси Джексон и Похититель молний» (2010). Должны сказать, что везде Медуза Горгона довольно прекрасна. Жаль, что так опасна.